СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ САЙТЫ ЦЕНТРА ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ

Критерии и рекомендации по оценке системы управления охраной труда в организации (часть 2)


Часть 1

13. Оценка процедур проверок
13.1. Следует проверить установленный в организации порядок проведения периодических проверок, направленных на определение эффективности и результативности СУОТ и ее элементов по обеспечению безопасности и охраны труда работников и предотвращению инцидентов, травм, профессиональных заболеваний работников.
Следует убедиться, что методология проверок, принятая в организации, устанавливает требования:
- к компетентности проверяющего;
- независимости проверяющего (то есть проверяющий не должен быть связан с проверяемой деятельностью);
- объему (полноте) и частоте осуществления проверок;
- формам отчетности.
Следует проверить, что профессиональная компетенция лиц, осуществляющих проверки (их первоначальная профессиональная подготовка, дополнительное образование и опыт) подтверждена.
13.2. Организация должна продемонстрировать, что в соответствии с установленной Политикой в ней на регулярной основе (в соответствии с разработанными программами) осуществляются проверки, а в зависимости от целей осуществления проверки оцениваются те или иные элементы (группы требований) СУОТ, а именно:
- Политика в области охраны труда;
- участие работников и/или их представителей;
- обязанности и ответственность;
- компетентность и подготовка;
- документация СУОТ;
- передача и обмен информацией;
- планирование, развитие и функционирование СУОТ;
- предупредительные и регулирующие меры;
- управление изменениями;
- предупреждение аварийных ситуаций, готовность к ним и реагирование на них;
- снабжение;
- подрядные работы;
- мониторинг исполнения и оценка результативности;
- расследование связанных с работой травм, ухудшений здоровья, болезней и инцидентов и их воздействие на деятельность по обеспечению безопасности и охране труда;
- анализ функционирования СУОТ руководством;
- предупреждающие и корректирующие действия;
- непрерывное совершенствование;
- любые другие направления деятельности и/или процессы в зависимости от целей проверки.
Следует убедиться, что при составлении программы проверок организация учла значимость рисков, факты нанесения вреда здоровью, зарегистрированные в СУОТ, а также те виды деятельности и процессы, которые имеют особую значимость в достижении целей по охране труда. Кроме того, следует убедиться, что при разработке программы проверок организацией были учтены результаты предыдущих проверок, которые в ней проводились.
13.3. Необходимо получить доказательства того, что работники вовлечены и участвуют в выборе и назначении проверяющего (проверяющих), а также во всех этапах осуществления проверки на рабочем месте, в том числе и в анализе результатов проверки.
13.4. Необходимо проверить, что результаты проверок:
а) содержат выводы:
1) о соответствии СУОТ требованиям ГОСТ 12.0.230-2007;
2) об адекватности и полноте реализации запланированных СУОТ процедур и мероприятий;
б) используются руководством организации в качестве информации, содержащей результаты реализации таких процедур и мероприятий, содержат выводы о работоспособности СУОТ и об эффективности действий, предусмотренных системой;
в) способствуют вовлечению работников в процессы и процедуры системы.
13.5. Организация должна продемонстрировать, что по результатам проверок определяются последующие предупреждающие и корректирующие действия относительно установленных фактов. Такие предупреждающие и корректирующие действия должны найти свое отражение в отчетах по проверкам и в других записях СУОТ.
13.6. Необходимо проверить, что в отчетах по периодическим проверкам, направленным на определение эффективности и результативности СУОТ и ее элементов, содержатся следующие сведения:
а) объект, цели и сроки проведения проверки;
б) список проверяющих и представителей проверяемых подразделений;
в) перечень документов, применявшихся при проведении проверки;
г) результаты проверки и сведения о выявленных несоответствиях;
д) выводы относительно того, являются ли элементы СУОТ:
1) эффективными для реализации Политики и целей организации по охране труда;
2) эффективными для содействия всестороннему вовлечению работников;
3) реагирующими на результаты оценки результативности деятельности по охране труда и результаты предыдущих проверок;
4) обеспечивающими соответствие требованиям действующих законов и правил, относящихся к деятельности организации;
5) обеспечивающими соответствие требованиям ГОСТ 12.0.230-2007;
6) обеспечивающими непрерывное совершенствование и применение передового опыта по охране труда;
13.7. Необходимо убедиться, что отчеты по периодическим проверкам доводятся до сведения лиц, ответственных за корректирующие (или предупреждающие) мероприятия в установленные сроки.

14. Оценка анализа эффективности СУОТ руководством
14.1. Следует определить, установила ли организация и поддерживает ли она в рабочем состоянии процедуру анализа и оценки СУОТ работодателем или лицом, обладающим наибольшей ответственностью. Кроме того, следует проверить, что такая процедура включает:
- определение периодичности проведения (частоты) и масштаба анализа (в зависимости от условий деятельности организации и в соответствии с необходимостью);
- методологию проведения анализа;
- мероприятия, гарантирующие, что необходимая для проведения анализа и оценки информация будет собрана.
14.2. Следует проверить, что проведенный в организации анализ системы руководством затрагивает следующие вопросы:
- оценку общей стратегии СУОТ для определения достижимости запланированных целей деятельности;
- оценку способности СУОТ удовлетворять общим потребностям организации и ее заинтересованных сторон, включая работников и органы надзора и контроля;
- определение действий, которые необходимо выполнить для своевременного устранения недостатков, включая изменение других сторон управленческой структуры организации и измерение эффективности результатов;
- определение приоритетов по реализации обратной связи в целях рационального планирования и непрерывного совершенствования;
- оценку прогресса в достижении целей организации по охране труда и своевременности корректирующих действий;
- оценку эффективности действий, намеченных руководством при предыдущих анализах эффективности СУОТ;
- оценку необходимости внесения изменений в Политику, цели или процедуры, которые вытекают из результатов проведенного анализа системы, из изменившихся обстоятельств, а также из обязательств по непрерывному улучшению.
14.3. Следует получить объективные доказательства того, что в ходе анализа функционирования СУОТ руководством были учтены:
- результаты расследования связанных с работой травм, ухудшений здоровья, болезней и инцидентов, наблюдения и измерения результатов деятельности и проверок, зарегистрированные факты, касающиеся нерезультативных процедур;
- дополнительные внутренние и внешние факторы, а также изменения, включая организационные, которые могут влиять на СУОТ (например, предстоящие изменения в законодательстве, технологии или в видах производственной деятельности);
- любые новые инициативы, которые следует внедрить, или расширение существующих инициатив.
14.4. Необходимо проверить, что выводы из анализа функционирования СУОТ руководством документально зафиксированы и официально доведены до сведения:
- лиц, ответственных за конкретный(е) элемент(ы) СУОТ для принятия соответствующих мер;
- комитета (комиссии) по охране труда, работников и их представителей.

15. Оценка предупреждающих и корректирующих действий
15.1. Должны быть предоставлены доказательства того, что в организации осуществляются предупреждающие и корректирующие действия, вытекающие из результатов наблюдений и оценок результативности СУОТ, проверок СУОТ и анализа эффективности СУОТ руководством.
15.2. Организация должна продемонстрировать, что при установлении мероприятия по проведению предупреждающих и корректирующих действий определяются и анализируются первопричины любого несоблюдения требований охраны труда и (или) процедур и мероприятий, предусмотренных СУОТ.
15.3. При оценке соответствия следует получить доказательства того, что в организации инициируются, планируются, реализуются, а также документально оформляются корректирующие и предупреждающие действия, в том числе выражающиеся во внесении изменений в саму СУОТ.
Следует убедиться, что в организации осуществляется проверка результативности корректирующих и предупреждающих действий, а при необходимости в них своевременно вносятся изменения.
Дополнительно необходимо проверить, что документация, связанная с осуществлением процедур по обработке несоответствий и инициирования корректирующих и предупреждающих действий, управляется.
15.4. Организация должна продемонстрировать, что она осуществляет текущую и перспективную оценку эффективности предупреждающих и защитных мер от опасных и вредных производственных факторов и связанных с ними рисков на основе оценки СУОТ или используя другие источники.
Необходимо найти доказательства, что в случаях признания предупреждающих и защитных мер от опасных и вредных производственных факторов и связанных с ними рисков неэффективными или в случаях, когда принятые меры могут стать таковыми, организация своевременно, в соответствии с обстоятельствами и с учетом принятой иерархии предупредительных и регулирующих мер, определяет, документально оформляет и полностью реализует другие предупреждающие и защитные меры.

16. Оценка процедур непрерывного совершенствования
16.1. Следует рассмотреть факты установления и своевременного выполнения мероприятия по непрерывному совершенствованию. Следует проверить, что установленные и реализуемые в организации мероприятия затрагивают как совершенствование соответствующих элементов СУОТ, так и совершенствование СУОТ в целом.
16.2. Организация должна продемонстрировать, что при установлении и реализации мероприятия по непрерывному совершенствованию были учтены:
- цели организации по охране труда;
- результаты идентификации и оценки опасных и вредных производственных факторов и рисков;
- результаты мониторинга исполнения и оценки результативности исполнения;
- результаты расследования связанных с работой травм, ухудшений здоровья, болезней и инцидентов;
- результаты и рекомендации по проведенным проверкам СУОТ;
- выводы по анализу СУОТ руководством;
- предложения по совершенствованию, поступающие от всех членов организации, включая комитеты (комиссии) по охране труда там, где они существуют;
- изменения в национальных законах и иных нормативно-правовых актах, в программах по охране труда, а также в коллективных соглашениях;
- новая информация в области охраны труда;
- результаты выполнения программ защиты и поддержки здоровья.
16.3. Организации следует быть способной предоставить доказательства того, что в целях совершенствования деятельности по охране труда и обеспечению безопасности она проводит сравнения между процедурами выполнения требований по обеспечению безопасности и охраны труда, принятыми в ее СУОТ, с достижениями СУОТ других организаций.

Итоговая оценка соответствия СУОТ
Итоговая оценка соответствия является завершающей стадией перед принятием решения о том, было ли в достаточном объеме доказано выполнение требований, установленных ГОСТ 12.0.230-2007.
При итоговой оценке соответствия СУОТ выполняется верификация пригодности, адекватности, эффективности и результативности реализации в организации всех требований ГОСТ 12.0.230-2007. При этом целесообразно сделать выводы относительно:
- соответствия СУОТ по отношению к отдельным элементам (группам требований) ГОСТ 12.0.230-2007;
- адекватности отражения характера производственной (хозяйственной) деятельности организации, разнообразия опасностей, а также возможных последствий воздействия опасных и вредных производственных факторов при реализации требований ГОСТ 12.0.230-2007 в СУОТ организации;
- полноты реализации требований СУОТ в практической деятельности организации, работоспособности системы управления в целом.
Итоговая оценка складывается исходя из наличия или отсутствия несоответствий как по элементам (группам требований) ГОСТ 12.0.230-2007, так и по отдельным конкретным требованиям стандарта.
В зависимости от целей проведения итоговая оценка может отражать:
а) степень соответствия СУОТ требованиям ГОСТ 12.0.230-2007;
б) результативность внедрения, поддержания и улучшения СУОТ;
в) возможности для улучшения СУОТ.
Приветствуются те случаи, когда СУОТ является совместимой или интегрированной с другими системами управления организации.
Организация самостоятельно принимает решение о формах включения СУОТ в свою общую систему управления. Однако если наблюдается явное противоречие между различными системами управления, приводящее к снижению эффективности СУОТ, при итоговой оценке соответствия в зависимости от конкретного констатируемого случая может быть сделано замечание или даже зафиксировано несоответствие.
При положительных результатах итоговой оценки соответствия СУОТ и отсутствии несоответствий делается окончательное заявление, подтверждающее, что все требования ГОСТ 12.0.230-2007 выполнены.
В случаях, когда при проведении оценки соответствия не было объективно подтверждено выполнение какого-либо требования ГОСТ 12.0.230-2007, итоговая оценка должна содержать сведения о выявленном(ых) несоответствии(ях).


Источник: «Охрана труда и пожарная безопасность в образовательных учреждениях» N 1/2017